Ранее, в статье как я снимаю натюрморт и о постановке света в натюрморте затрагивались многие аспекты фотографирования художественных натюрмортов, но не был рассмотрен важнейший вопрос – Композиции в натюрморте. Давайте же немного заполним эту огромную брешь в циклах статей о натюрморте.
Сразу же стоит отметить, что композиция – вещь хрупкая и воздушная, нет и быть не может точной инструкции расстановки предметов. А в одном из видов натюрморта – предметке, рекламном фото – зачастую композиции нет места, там просто нужно качественно снять рекламируемый товар (ну очень качественно 🙂 ).
Художественный натюрморт можно разделить на живописный и фотографический. Первый изображали на картинах еще в 15-м веке (пышные, богатые цветками и фруктами композиции), второй – удел современных «Рембрандтов от фотографии» (минимальное количество предметов, тусклый свет, настроение). Примеры натюрмортов мы можем видеть выше на фото 1 и фото 2. Объединяет эти два стиля вся та же тема данной статьи – композиция, а точнее, ее правила. Композиция в натюрморте очень важна, она как фундамент для воплощения идеи натюрморта. Кстати говоря, многие эти правила распространяются и на пейзажную съемку и на портретную… В целом можно сказать, что композиция – это правильное сочетание и взаимодействие объектов на снимке.
Геометрия в композиции:
Считается, что объекты, или группы объектов, вызывают ассоциации и даже подсознательные чувства о чем-то ином, не изображенном на снимке. Так, прямые горизонтальные и вертикальные линии символизируют остановку, успокоение, стабильность. А диагонали и волнистые линии – символизируют движение, устремленность. Это же можно сказать о квадрате – символе уравновешенности, замкнутости и о перевернутом треугольнике – хрупком равновесие, напряжение. Круг – символ динамики.
Здесь непосвященные начинают запутываться… Какие круги и квадраты, если есть только яблоки и груши ? В идеале все выглядит так – сначала появляется идея, потом подбирается геометрическая фигура, отвечающая этой идее, и предметы на столе образовывают выбранную фигуру. Но если бы все делали так и никак иначе – фотографии были бы похожи друг на друга как две капли воды.
Как мы знаем из самых простейших правил композиции, фотография должна задерживать взгляд наблюдателя на себе и если символов движения на снимке будет больше, то и глазу наблюдателя этот снимок покажется более интересным. Выходя из этого, при съемке натюрмортов правильнее всего избегать горизонтальных и вертикальных линий, т.е. вилка не должна лежать идеально вертикально или горизонтально. Если у вас две вилки на столе – не нужно «копировать диагонали» одной и другой, лучше, когда положение вилок различается. Яблоки не должны быть выставлены идеально в рядочек и быть одного размера, некоторый хаос не повредит. Опасайтесь явных повторений форм и положения предметов.
Для иллюстрации сказанных выше слов, давайте рассмотрим несколько натюрмортов Юлии Дорофеевой.
Обратите внимание не только на построение геометрических фигур из предметов, но и на «уютный хаос» похожих друг на друга предметов, которые не повторяют форму и положения на снимке.
Центр композиции:
В художественном натюрморте должно быть как минимум 2 предмета взаимодействующих между собой, но только один из них будет главным, а другой – второстепенным. Чтобы ясно дать понять зрителю, какой предмет главный на снимке, а какой (или какие) второстепенный, необходимо знать, что такое центр композиции.
Центр композиции – это самое главное место на снимке. Это точка, куда устремляется глаз наблюдателя и которая является признаком целостности композиции. Композиционный центр не должен находится в центре фотографии, и должен чем-то отличатся от остальной массы предметов на снимке. В этом центре может присутствовать один предмет или несколько, и ним могут стать даже части разных объектов.
Как же выделить центр композиции ? Давайте мыслить формалистично. Возьмём, к примеру, 3 вида шариков: большие, средние и маленькие. Поставим на фоне большого шарика, маленький и он тут же притянет к себе внимание – это и будет центр композиции (рис.1). Если же мы поставим много маленьких и много средних шариков как-нибудь, но при этом на снимке будет присутствовать один большой шар – он станет центром композиции (рис.2).
Центр можно выделить светом, контрастом или цветом, в этом случае наш центр композиции будет отличатся яркостью или цветом от основной части снимка. Можно использовать ритм (про него ниже) второстепенных предметов чтобы «довести» взгляд наблюдателя до композиционного центра. Конечно, еще можно использовать истинно фотографический эффект узкого ГРИП на нужных объектах, но вряд ли это будет доказательством грамотной композиции. Лучше всего, грамотно расставить предметы и дополнительно использовать подСВЕТку центра и ГРИП.
Грамотно поставить натюрморт с одним композиционным центром – довольно сложно, если объектов много и они разные, но практикуясь и просматривая работы других фотографов, вы наверняка поймете, как организовывать предметы в натюрморт, а не просто в набор этих самых предметов. Просматривая натюрморты художников и фотографов, старайтесь анализировать 1) где композиционный центр; 2) как автор достиг его «выделения» из общей массы объектов.
Мастера живописи, иногда, создавали два композиционных центра на холсте, но чтобы они красиво сочетались друг с другом нужны не дюжие умения. Обычно на фото есть один центр. Второй центр может попросту развалить надвое композицию.
Ритм:
Удары в барабан – одинаково повторяющийся звук. Повторение одинаковых предметов на снимке или картине – изобразительный ритм. Повторение предметов – очень хороший прием «указать» зрителю на какой-нибудь объект в композиции. Ритм один из самых действенных символов движения, он сам увлекает за собой взгляд наблюдателя и приводит его в нужную точку.
Но не стоит забывать о том, что однообразия следует избегать. Например, множество яблок нужно располагать так, чтобы вместе они организовали единый ритм, но в то же время, по-отдельности, не повторяли друг друга. Благотворно сказывается «разбавление» ритма каким-то выделяющимся объектом (например, одним крупным яблоком), это позволяет убрать монотонность ритма предметов. Пример ритма в натюрморте можно посмотреть на фото 7.
Внутренние связи:
Естественно, предметы на изображаемом натюрморте должны быть чем-то связаны – смыслом, формой, цветом. Нельзя снимать АйФон вместе со старой скрипкой, или же зубную щетку с цветком. Объединение по смыслу – самое логичное, но нужно учитывать цвет и форму предметов. Объединение по форме – интересный и оригинальный ход. Вы можете экспериментировать с цветами и фруктами, с коробочками и тарелками, вы даже можете нарочно «вбрасывать» в композицию какой-то неординарный предмет, но делайте это осторожно и со вкусом. Всегда старайтесь добиться диалога предметов на столе, представьте, что они разговаривают о чем-то и чем больше у предметов общего – тем интереснее получится у них диалог.
Настроение:
Настроение – это философия, а не правила и не композиция. Настроение создается набором предметов, освещением (его интенсивностью), буйством красок, или монохромностью и т.д. и т.п. Передать настроение – это значит рассказать зрителю, о чем все же этот натюрморт, передать задумку автора наблюдателю.
Букет в вазе, чашка чаю – удовлетворение от хорошего дня. Книга и очки в полутьме – одинокий вечер. Бутылки обтянутые паутиной – забытые хозяином вещи.
Настроение является неотъемлемой и огромной главой рассказа о «тихой жизни» вещей.
Я далек от мысли, что описал все правила композиции полностью, но ведь я еще сам всего не знаю, да и мало только «вызубрить», нужно еще и «сочинять» своё, потому как это искусство, а не математика. Но разговор о композиции не закончен.
(с). Павел Древницкий
Вам бы книги по фотомастерству писать, а еще лучше – преподавать этот предмет!
Написано великолепно – материал изложен доступно и толково, объяснения – лаконичные и четкие, примеры – удачно разобраны!
… А математики в композиции все же немало…
Спасибо вам за лестные слова. 🙂
Преподавать точно не буду, но из кучки статей может и получится книженция когда-то. 🙂
Я читаю все ваши комментарии, но пока что у меня нету нормального доступа в интернет, поэтому я отвечу Вам на все комменты чуть позже.
Буду ждать… Вы очень интересный собеседник 🙂
Прекрасно написано,доходчиво и понятно!Спасибо!
Ой, забыла сказать, что натюрморт на фото №1 – покорил меня безоговорочно, особенно в цветовом решении. Мое.
Равно как и фото №7, только это же фото, почему-то в галерее у Рембрандта есть. Правда, когда я кликаю на него “открыть в новом окне”, открывается совсем другая картина…
Спасибо, что сообщили. Что-то плагин глючит… пока что удалил, а потом добавлю картину снова
Понятно. А то я сначала подумала, что это у меня что-то глючит (сначала грешила на себя, потом на комп… 🙂 ).
шикарно, все даже не осилила, но некоторые моменты очень увлекли… да, в живописи много и математики, и логики:)
удачи в развитии и творчестве!
Фото №7 – супер!!!!!!!!!! Я бы такое фото к себе на кухню повесила.
Не льстите, а то зазнаюсь 🙂
А многие думают, что натюрморт – это разбросал по столу фрукты и овощи и на кнопку фотоаппарата нажал 🙂
Павел, Спасибо. Я учился в изостудии, но нам такие тонкости не рассказывали. Сейчас иногда фотографирую. После Вашей статьи очень захотелось поснимать натюрморты. Спасибо!!!
А моему мужу больше всего понравилось фото №7.
Узнав как много времени и терпения необходимо для съемки натюрмортов, подстрекает меня поснимать их!
Но я не сдаюсь… 🙂
В этом нужно увидеть смысл. Испытывать желание.Вот первого я объяснить не могу, а второе у меня есть. 🙂
Спасибо огромное за статью. Я как раз планирую порисовать натюрморты, а в студии нас пока учат рисовать а не самим составлять композиции…
буду рад, если пригодится на практике 🙂
Очень большое спасибо за урок!!!!!!!!!!!
рад, что понравилось 🙂
познавательно. возможно, заинтересуют еще некоторые приемы композиции – kak-fotografirovat.com/kompoziciya
Спасибо. я сам почитаю с удовольствием
Все так доступно и понятно написано. Читалось на одном дыхании
Спасибо. рад 🙂
Спасибо за ценные советы. Нашла сайт через поиск, похоже я здесь задержусь надолго…
🙂
Павел, огромное спасибо за такую шикарную информацию! У меня дочка – инвалид, а рисует. Ее работы школа отправила на соревнования по изобразительному искусству (это в Ирландииб мы переехали неск. лет назад). Но только я заметила, что если она рисует сама, без составления композиции, то получается не очень хорошо. И я полезла в интернет поискать инфо о составлении композиции, а здесь – такая обалденная статья. Очень хорошо изложено, и не нудно!! Спасибо огромное и дальнейших творческих успехов Вам!
Ой, у меня вместо запятой буква “б” нечаянно проскочила! Прошу прощения!
Спасибо большое, нашла для себя много интересного, хотя копаться и копаться…
Прочитал несколько учебников по теме. Одна эта статья превосходит по познавательной ценности все упомянутые – вместе взятые.
Автору респект и большое спасибо !
Спасибо! очень приятно.
Только сейчас ознакомился с Вашей статьёй. Спасибо за Ваши труды! Буду думать и пробовать, ибо пока получается не особо. Удачи и благополучия!