Все мы любим пейзажи. Красота природы на снимках иногда просто шокирует и завораживает. Но чтобы снять хороший пейзаж мало даже самого дорогого фотоаппарата и хороших «видов». Когда фотографируется пейзаж, очень важную роль отыгрывает погода.
Фотографию первично создает свет, а свет в разную погоду – разный. Поэтому многие пейзажи могут смотреться очень «блекло», если они сняты в неправильную погоду. Тут задача фотографа усложняется. Если, к примеру, в студийной предметной фотосъемке фотограф сам управляет малейшим изменением света, то в пейзажной фотографии этого изменения можно ждать неделями (для некоторых уголков земли). Интересно то, что определенная погода, даже очень плохая, может усилить эффект от фотографии.
Вообще говоря, что для обычного человека хорошая погода, то для фотографа – зло. 🙂 Вот к примеру полуденное теплое летнее солнышко приводит к более плоскому рисунку на фото (отсутствие теней), из-за нагретого воздуха появляется дымка, которая портит задний план и т.д. А вот если накатывают красивые облака и прикрывают солнышко, то это создает интересный рисунок на небе и «нормализует» контраст. Если серые облака укрыли все небо и стали бесформенной массой, то хорошо заметных теней на фотографии не получится, контраст уменьшиться. В таком случае захватывать в кадр большие пространства не очень рационально, лучше снимать более крупно. Ряд камней, несколько деревьев, часть скалы…
Очень красивые снимки получаются до или после грозы. Когда в густых тучах образовываются прорехи и через них пробиваются солнечные лучи. Вот в такое время нужно ловить момент, потому что освещенные солнцем участки пейзажа постоянно изменяются. Вот тут как-раз и нужно чутье фотографа, чтобы понять, какое освещение самое выигрышное. Это же правило касается, если вам удалось поймать проливающейся вдалеке дождь из грузной тучки. Выглядит потрясающе. Если нет конкретной задумки снять пейзаж (ну или портрет) в дождь или снегопад, то осадки в большинстве случаев только мешают сделать хороший снимок.
Автоматика камеры частенько подводит в случаях, когда часть кадра укрыта темным облаком, а часть освещена солнцем. Учитесь вручную выставлять/корректировать экспозицию и баланс белого. Современные зеркалки имеют довольно узкий динамический диапазон. Это означает, что если одна часть кадра хорошо освещена, а другая скрыта в тенях, то на финальном снимке будет или белое небо, или черные тени без деталей. Но современные зеркалки могут помочь в этом своей функцией HDR и брекетинга. Не забывайте про эти полезные мелочи. Ну еще можно использовать светофильтры, Lightroom… 😉
Так как света в пасмурную погоду меньше, чем солнечную, то камере нужны более длинные выдержки, а это помогает при съемке ручейков и водопадов в стиле «молочные реки». В солнечную погоду помните – красивую фотографию создают свет и тень, поэтому, чем больше боковой свет в данную минуты – тем длиннее тени и тем объемнее выглядят объекты на снимке. Вот поэтому и говорят, что лучшие часы для съемки пейзажей – утро и вечер. Так же следует помнить о падении контраста при попадании прямого солнечно света в объектив и разных паразитных засветках. Поэтому, в большинстве случаев, и не снимают прямо напротив солнца. 🙂
Чем больше вы хотите снять красивый пейзаж – тем больше вам нужно терпения. Погода переменчива, а значит, настанет и ваш час для отличного снимка в отличный момент!