Продолжим разговор о постановке студийного света. Это тема была начата в статье Общие сведения о постановке студийного света для портретов, поэтому если не понимаете о чем пойдет речь ниже – прочтите первую статью из серии. 🙂

Итак, постановка света при студийной съемке должна стремится к наиболее точной имитации естественного дневного света. Так то оно так, но ведь естественный свет разный, да и задумка фотографа может быть далека от рассеянного «обычного» дневного света. Но все же давайте опираться на правило о естественности.
Первое, что нужно знать – света должно быть много. Не нужно стараться создать жанровый характерный портрет сразу и с использованием настольной лампы. Для начала нужно иметь как минимум одну вспышку и один отражатель. Чем больше вспышек – тем интереснее, но больше 4-х мало в какой схеме применяются.
Свет от вспышек должен быть мощный, но он не должен создавать пересветов, а для этого нужно использовать разные насадки на вспышки. Самые простые – это софтбокс или фотозонт.

 

софтбокс
фотозонт
 

Несмотря на то, что это орудие начинающего фотографа, но даже проффи не обходятся без этих нужных насадок. Для портретной съемки еще используют Beauty Dish (портретную тарелку). Она создает немного другой световой эффект на портретируемом.

 

портретная тарелка

Вспышки, которые светят на модель со стороны камеры ни в коем случае нельзя использовать без насадок (нужны зонты, тарелки и тд), это создаст пересветы, которые не исправить ни одной обработкой. Вспышки без насадок не рекомендуется использовать вообще, но если это вспышки, которые освещают фон, или являются контровым светом – такие вспышки можно использовать и без насадок. Но если серьезно подходить к делу, то даже для подсветки фона или волос нужны тубусы и шторки (как минимум).
Характер светового источника может быть Мягкий или Жесткий. Софтбокс создаст мягкий свет на лице модели, а портретная тарелка – более жесткий. В зависимости от типа портрета, от задумки, нужно использовать разные «характеры» света.

Жесткий свет создаст жесткие тени и проявит недостатки кожи модели, но зато такой свет построит красивый свето-теневой рисунок, проявит форму и объем. Чем меньше источник излучения света (насадка) – тем жёстче будет свет на модели. Белые поверхности насадок дают более мягкий свет, а серебристые – более жесткий (это же касается и отражателей). Так создается свето-теневой рисунок.
Мягкий свет нужен чаще, чем жесткий, потому что он может не только быть рисующим (основным источником света), но и заполняющим (второстепенным). Мягкий свет от софтбокса способен сгладить густые тени на лице модели, которые созданы жестким рисующим светом. Мягкий свет создает свето-тональный рисунок. Отличная фотошкола Киев про все это грамотно рассказывает и показывает на примерах.
Для фотографирования женщин, скорее нужно смотреть в сторону мягкого рисующего света, а для мужских портретов можно использовать жесткий. Женщина должна быть красива всегда и неровности кожи не будут этому способствовать, а жесткий свет сможет создать характерный портрет сильного мужчины.
Я все-равно очень люблю портретные тарелки. 🙂 Во-первых, в паре с заполняющим светом они способны дать более качественный и интересный результат, а во-вторых – тарелки меньше по размерам и удобнее. 🙂

Про положение источников света.
Самая стандартная световая схема – это “сорокопятка”. Потому что рисующий свет находится под углом в 45 градусов по отношению к модели, то же касается и моделирующего света. Эта схема позволяет добиться хорошего объема лица портретируемого.

 

Схема расстановки света “45 градусов”

На этой схеме позади модели стоит контровой свет, но я привык такой свет называть моделирующим. Как по мне, контровой – это тот свет, который находится прямо за спиной модели.

Как видно из схемы, нужно 4 осветительных прибора с одной портретной тарелкой, софтбоксом, тубусом и шторками (набор насадок, конечно, может изменятся, да и сама «сорокопятка» не требует положения вспышек 1 в 1 как на схеме).

 

Пример снимка со схемой 45гр.

 

  • Рисующий свет создает главный свето-теневой (или свето-тональный) рисунок, объем и глубину. Куда светит рисующий излучатель – там и центр композиции (обычно это лицо :)). Глубина и резкость теней создается, в первую очередь, рисующим светом и он должен быть мощнее других источников света (где-то на четверть мощности).

 

Пример действия жесткого рисующего света (без заполняющего). Автор фото: И. Алексеев

 

  • Заполняющий свет так же очень важен, потому что он сглаживает и смягчает тени и дефекты кожи. На схеме фотоаппарат находится между заполняющим светом и моделью, но это неправильно. Фотоаппарат и его владелец должны стоять или под источником света, или немного в стороне, чтобы не бросать тень на модель. Мощность заполняющего света должна быть меньше, чем у рисующего, чтобы не превратить лицо модели в 2D-плоскость. Убивать все тени заполняющим светом не нужно, но смягчать – да. Смягчение – это превращение черных теней в светло-серые пятнышки. 🙂

 

Действие мягкого света. Такой снимок получится, если мощность заполняющего света будет больше рисующего, или рисующий будет отключен. Автор фото: Oregu

 

  • Моделирующий свет (на схеме – контровой) устанавливается под 45 градусов от спины модели по той же стороне, что и рисующий. Это важно. Если установить его на противоположной стороне от рисующего света – модулирующий убьёт все тени созданные key light. Модулирующий создает как бы абрис плеч и головы модели, так же подсвечивает волосы. Это отделяет модель от фона и на фото она выглядит более объемной.
  • Про подсветку фона сказано в предыдущей статье. Благотворно влияет на объем в фотографии, но, если средств мало, можно обойтись без него. В этом плане модулирующий свет более важен.

 

Теперь о высоте источников света.

  • Моделирующий и фоновый свет должны находится приблизительно на высоте головы модели. Можно на уровне плеч модели. Фоновый – можно опустить на пол и под углом освещать фон.
  • С рисующим светом все намного сложнее. Высота этого источника света влияет на объем и форму лица, влияет на тени и проявления недостатков кожи. Если установить рисующий свет слишком низко (ниже или на уровне лица), то лицо будет слишком широким, синяки под глазами (хронический недосып) будет виден очень хорошо, лицо станет более плоским. Если поднять key light над моделью сантиметров на 30-60 – сразу станет все намного лучше. 🙂 Портретная тарелка умеет оставлять красивые двойные блики в глазах модели и нужно следить чтобы высота тарелки не заставила исчезнуть эти блики. Не забывайте, центр композиции – это лицо, а значит оно должно быть освещено больше всего.
  • Из-за большего размера излучателя света (читай софтбокса) с заполняющим светом несколько проще, но так же лучше поднять, чем опускать. Целитесь в грудь – не промахнетесь. 🙂 Фотозонты можно поднять и направить немного вниз на модель.

Есть портреты, где человека хотят представить эдаким Дракулой – тогда рисующий свет ставят низко под лицом модели. Ну и в других художественных задумках не запрещается экспериментировать. 🙂 Лучше знать про все эффекты заранее, чтобы во время съемки умело использовать все подручные инструменты для создания нужного эффекта.

 

6 Replies to “Положение источников света при стандартной схеме освещения для студийных портретов”

Залишити коментар до tankard39 Скасувати коментар