Этой записью, я начинаю серию статей про студийные портреты и студийный свет. В этой области фотографии на столько много тонкостей, что о них было написано не один десяток книг и вопрос по-прежнему остается открытым… В этой, пилотной, статье частично будут затронуты общие вопросы формирования портрета и коротко описаны типы студийного освещения.

Считается, что успешный портрет должен быть составлен из трех вещей: качественного света, естественной позы портретируемого и выразительного взгляда. Если все это будет на уровне – вы получите хороший снимок. Но, например, для рекламной или журнальной фотографии список дополнят: формы лица и тела модели, визаж, пост-обработка фотографии.

Так же, как и в постановке света для натюрморта, в портретной съемке главная цель освещения – показать объект объемным и детальным. Стилизацию любых изображений можно разделить на линейную и живописную (вы можете увидеть разницу, сравнив картины Дюрера с картинами Рембрандта). Свет так же может сделать изображение портретируемого линейным (плоским) или живописным (объемным).

В рекламной и фешн-фотографии стараются подать как можно больше света на модель, и если бы не визаж, лицо получалось бы плоским. Именно «раскраска» лица, подчеркивание скул и глаз делает лицо объемным. Ну а в классическом художественном портрете объем создает именно поставленный свет.

434343

Объемного лица можно добиться даже с одним источником света, но чем больше вспышек, тем интереснее будет получаться световой рисунок. Обычно хватает 3-4 вспышки + отражатели. Такой набор позволит получить почти любой световой рисунок. При разных световых схемах один и тот же человек будет представать в разных образах, то есть, управляя светом, фотограф становится режиссером фотосессии.

Чем же создавать световой рисунок ? Просто купить вспышки и поставить около модели – не выйдет. Хороший свет рождается из опыта фотографа, а инструментами фотографа есть не только вспышки, но и насадки, а так же отражатели и другое оборудование… Все это помогает организовать систему из многоуровневых световых элементов, каждый из которых выполняет свою роль. Эти элементы системы называют Типами света, основные из них:

  • Рисующий свет – самый главный в системе освещения. Он указывает центр композиции, формирует формы, света и тени. Все остальные источники света – только помощники для рисующего, без которых не обойтись… Для рисующего света используют насадки типа портретной тарелки, блестящего зонта и т.д., в зависимости от схемы освещения.

Если использовать ТОЛЬКО рисующий свет, то вот что получится:

IMG_8649-web[1]

  • Заполняющий свет – очень важный источник света, потому что он сглаживает пересветы и густые тени, которые созданы рисующим светом. На фотографии эффект от заполняющего света не столь заметен, но без него студийный портрет красивым не получится. Стандартные насадки для такого света – белый зонт, софтбокс и т.д. Главное, чтобы свет был широким и мягким. Роль заполняющего света может сыграть большой отражатель. Он смягчит тени и подсветит темные участки лица.
  • Моделирующий свет – устанавливается по ту же сторону, что и рисующий, но позади модели. Он нужен, чтобы со спины подсветить контуры тела модели, отделить плечи от фона и подсветить часть лица, но так, чтобы не конкурировать с рисующим светом, а только помочь ему. Насадки можно использовать те же, что и с рисующем светом, так же можно установить тубус (тогда свет ляжет только на лицо), а так же можно использовать стрип (длинный софтбокс).

Если использовать ТОЛЬКО моделирующий свет, то результат будет таким:

69470_640[1]

  • Фоновый свет – вспышка, которая освещает фон и делает освещение фона ровным. Может это покажется лишним, но без правильного фона и человек красивым не получится. Используемые насадки – тубус и шторки.
  • Контровой свет – располагается прямо напротив камеры, но позади модели. Красиво подчеркивает волосы, добавляет объема всей фотографии, отделает модель от фона.

Результат подсветки контровым светом:

6ba3052b660b1f516aa78203b4e6a121

Ну и наконец все источники света вместе дадут вот такой портрет:

Действие заполняющего света. Автор: Oregu
Действие заполняющего света. Автор: Oregu

Передвигая источники света, меняя высоту, регулируя их мощность, изменяя насадки можно добиваться сотен световых решений. Мощность света от отражателей будет зависеть от количества попадающего на них света от вспышек, то есть, и тут все настраивается.

Следует заметить, что перед съемкой нужно вручную выставить баланс белого (в зависимости от параметров вспышек, обычно это около 5600К), перевести камеру в режим синхронизации со вспышкой и регулировать экспозицию только диафрагмой. Если стены, пол и потолок студии (комнаты) окрашены (обклеены) в какой-то цвет, отличный от серого/белого/черного, то этот оттенок оставит свой след на снимках и потом придется исправлять их в фотошопе (хотя если снимать ч/б портреты, то ничего исправлять не потребуется 🙂 )


 

7 Replies to “Общие сведения о постановке студийного света для портретов”

Залишити коментар до Павел Скасувати коментар