Штатив, наверное, самый популярный и самый нужный фото-аксессуар. Некогда, в начале истории фотографии, штатив был неотъемлемой частью фотокамеры. Они тогда так много весили и так долго экспонировали кадр, что о съемке с рук не могло быть и речи. 🙂

Главная задача штатива – обеспечить неподвижность камеры. Второстепенными задачами могут быть компактность и легкость для транспортировки, «гибкость» чтобы снимать из разных положений. Правильный баланс в этих качествах и определяет хороший штатив.

Если кто-то думает, что штатив – это штука для профессионалов, то это совсем не так. Для чего нужен штатив даже любителю ? Для многого! Вплоть, до защиты от собак… 🙂

Смотрите сами:

Штатив позволяет уменьшить чувствительность матрицы камеры, прикрыть диафрагму и увеличить время выдержки. Все это даст более высокое качество снимков.

  • Без штатива нельзя качественно снять в сумеречное и ночное время. Фотоаппарату нужно много света, а в часы после заката солнца, свет – большая проблема. Нужно подчеркнуть, что я имею ввиду действительно хорошие ночные и вечерние фото. Я понимаю, что камера у iPhone «крута», но будем же реалистами… 😉
  • Ровно то же можно сказать и о пасмурной погоде. Хорошие снимки в грозу, в темный зимний день невозможны без штатива. Снимки в квартире так же станут лучше, если поставить камеру на штатив и установить правильные настройки (по умолчанию на авто-режиме ISO становится высоким, даже если снимать со штатива).

 

 

  • Штатив обеспечивает устойчивость во время съемки на больших фокусных расстояниях. У зеркальщиков – это 200 и больше миллиметров, а у обладателей компактов с супер-зумами – 7х и больше. Чем более мы приближаем отдаленный объект – тем больше на фотографии видны малейшие сдвиги фотоаппарата. Поэтому снимая пейзаж с максимальным увеличением, лучше задействовать штатив.
  • Макро-съемка так же требует много света и, так как макро – это тоже большое увеличение, то штатив заметно облегчить работу и улучшит ваши фотографии.
  • Фотографируя какое-то мероприятия, на улице или в офисе, частенько оставлять камеру на штативе удобнее, чем носить с собой.
  • Даже работая в студии, если проходит предметная фотосъемка, намного удобнее оставлять камеру на штативе и, не сбивая фокус, поправлять предметы на столе. Я свои натюрморты снимаю так же со штатива, даже если использую вспышки для освещения. Это помогает правильно расположить предметы для конкретного кадрирования.
  • Вот что-что, а автопортрет без штатива вы точно не снимите. 🙂
  • Есть такие фильтры, которые меняют цвета природы на 180 градусов – инфракрасные фильтры. Чтобы сделать снимок с таким фильтром, нужна выдержка около 30 секунд в солнечную погоду. И опять наш друг – штатив, приходит на помощь. 🙂

 

 

  • Так же снимая со штатива и используя нейтрально-серый фильтр, возможно получить «молочные реки» — размытую протекающую воду. Здесь так же нужны длительные выдержки.
  • HDR снимки лучше делать со штатива. Техника HDR предполагает, что сделано 3 или 5 совершенно одинаковых снимка с разной экспозицией. При съемке с рук, сдвиги картинки неизбежны.
  • Ну и последнее: штатив — это дешево. Светлый объектив со стабилизацией стоит уйму денег, а штатив – от 30 баксов. При этом эффект один и тот же! 🙂

Думаю, аргументов приведено достаточно.

 

Штативы бывают разные. Например, настольные и карманные. Они предназначены для компактных камер, ну и сами они очень компактные. Большую зеркалку они не выдержат.

 

 

Универсальные или стандартные штативы могут поднять камеру на 150 сантиметров и больше, они легкие и удобные для фотосъемки, но не избавлены от недостатков. Легкость означает, что при порыве ветра камеру немного сдвинет с места, что вызовет смаз кадра. Такие штативы комплектуются несъемной штативной головой, а такая голова может не соответствовать всем желаниям пользователя. Тем не менее, таким штативом может быть доволен даже проффи, смотря какие задачи он перед собой ставит. Цена этих штативов колеблется в районе 30-100 долларов.

 

 

Профессиональные штативы обычно тяжелые и поставляются без штативных головок. Фотограф имеет возможность подобрать отдельно «ноги» и «голову» под свои потребности. Тяжелые штативы хорошо ведут себя в плохую погоду, возможность расставлять ножки как угодно, устанавливать центральную балку в любое положение, возможность закручивать болтами все движущееся элементы для надежности делают такие штативы более привлекательными для профессионалов. Но цена и вес – это недостатки таких штативов. 5 кг тянуть с собой в горы – очень тяжело 🙂 Ну и 200-500 долларов отдать за штатив, не каждый себе позволит.

 

 

Отдельного разговора заслуживают штативные головки. От них зависит оперативность фотографа и удобства использования штатива. Но о головах потом…

Все штативы используют один и тот же разъем (резьбу) для фото и видеокамер. В свою очередь, даже старые фотокамеры имеют резьбу, как у новых штативов. Так что вопрос совместимости вас не должен волновать. Правда, самые маленькие мыльницы не имеют штативной резьбы вообще, так что им не стоять на штативах. 🙂

 

Поделюсь собственным опытом…

В начале у меня был штатив Velbon 560 за 30 баксов. Я ним пользовался года 3.

Позже я захотел снимать натюрморты строго сверху-вниз и я купил Vanguard 263AT за 120 долларов и штативную головку Manfrotto 322 RC2 так же за 120. Это хорошая парочка. Солидная, качественная, приятная и удобная. Но этот штатив мне пригодился может только для 5-7 фотографий. В остальных случаях мне вполне бы хватило стандартного Velbon. Сейчас я переключился на портреты, и снимаю их с рук. Штатив отошел на 10-й план. Нет, я не жалею, что купил проф штатив Vanguard, но с первым своим штативом мы бы еще повоевали. 🙂

Это я к тому, что каждый должен сначала понять, какие требования он ставит перед штативом, и совсем не обязательно гнаться за дорогими вещами. Можно хорошо снимать и с дешевыми триногами. 🙂