Сентябрь. Автор Павел Древницкий

В предыдущей статье о технике съемки натюрмортов, я только поверхностно коснулся вопроса о постановке света в натюрморте. Сейчас же я постараюсь более подробно рассказать и проиллюстрировать методы освещения композиции с помощью естественного света из окна.

 

 

Что же такое свет в натюрморте, и какое значение он имеет для общего восприятия фотографии в конечном результате.

Свет делает объекты объемными. Переливание светов (освещенных частей объектов) в полутени, а затем и в тени – создает эффект объемности объекта на двухмерной, плоской фотографии. Поэтому задача каждого фотографа – создать качественный световой рисунок на объектах композиции.

Создать такой световой рисунок можно, если снимать при мягком свете с помощью заслонок и отражателей. Заслонками могут быть картонки от коробок, или книги (для мелких объектов). В роли отражателей могут использоваться белые листы бумаги, пенопласта, или даже зеркала.

 

Чего нужно избегать при постановке света:

  • Пересветов – это участки сплошного белого света на объекте, не имеющие никакой фактуры (за исключением бликов на металлических или других отражающих поверхностях). Это явная недоработка. Затенять такие места можно с помощью маленьких заслонок, которые будут стоять на пути прохождения света.
  • Слишком густых теней – те части объектов, которые сливаются с чернотой фона, или же становятся неразличимыми на фотографии. Осветлять такие места на объектах можно с помощью отражателей, направленных в сторону той зоны, где в черноте теряются детали объекта.

Примечание №1: Так как динамический диапазон у разных фотоаппаратов разный, то при фотосъемке нужно делать скидку на технические недостатки техники.

Примечание №2: Очень часто современные TFT мониторы бюджетного и среднего классов, не способны отображать весь спектр, как цветов, так и яркостей на фотографии. Поэтому и здесь нужно делать скидку на техническое несовершенство. Лучше всего смотреть снимок на откалиброванном IPS мониторе. Или же делать некоторый запас по пересветам и глубоким теням.


Чего нужно добиться при постановке света:

  • Объема как отдельных объектов композиции, так и «глубины» всей композиции. В натюрморте передать объем фотографии методом пространственной перспективы нельзя, методом узкого ГРИПа тоже довольно проблематично, так как натюрморт занимает мало пространства в реальной жизни. Зато путем построения светового рисунка можно предать объем и глубину фотографии.
  • Сохранения деталей. В зонах пересвета и провалов в черное пропадают детали, текстуры объектов. Например апельсин выглядит как резиновый мячик… Чтобы передать полноту фактур, нужно добиться такого затенения светового потока, чтобы светотень подчеркивала фактуру предметов. Конечно, для этого нужно использовать и отражатели, но слишком «подсветив» темную сторону композиции, можно лишится глобального светового рисунка, т.е. вся композиция будет освещена одинаково и это будет несколько скучновато.
  • Выделение светом основного центра композиции (это не всегда нужно делать, но так более правильно). Лично мне нравится «пустить лучик света» на центр композиции натюрморта. Делается это путем использования двух и более заслонок, оставляя между ними как бы щель для света. Нужно понимать, что чем ярче свет за окном, тем лучше этот лучик света будет виден на фотографии, но тут есть риск оставить 3/4 композиции в плоских однообразных тенях.

Все эти правила актуальны и при постановки искусственного света для художественного натюрморта.

Если что забыл упомянуть в статье, не обессудьте… Дополню, если вспомню. 🙂

 

В заключении мой любимый воркшоп (закулисная съемок) от Владимира Драницина (VLDR), который и показал мне КАК это все должно делаться. До этого я совсем не представлял себе, что такое СТАВИТЬ СВЕТ. В принципе, здесь есть все, что может научить управлять светом.

 

Все фотографии принадлежат Владимиру Драницину. Он уже имеет опыт судебных разбирательств за кражу его фотографий. 😉

 

 

28 Replies to “Как я ставлю свет при съемке натюрмортов”

    1. нет.
      Если говорить о вспышке, то нужна студийная + рассеиватель и она будет имитировать свет с окна, т.е. все сказанное в посте, подойдет и для съемки со вспышкой.

    1. Где-то от 4000 до 5000. Не забывайте, что погода разная, меняется прямо во время съемки. Но с Лайтрумом нет проблем подстроить бб. А в процессе обработки оттенок картинки еще раз меняется.

  1. С приведенным примером VLDR не так просто как кажется. Сам пробовал повторить. получилось далеко не то, что хотелось. Очень большое значение имеет направление света из окна и его интенсивность. Вот у меня очень мягкий, рассеянный свет из окон северного и восточного направлений. Во 2й половине дня “заслонить” его картоном (как в приведенном воркшопе) не получается. Он все равно как бы обволакивает вокруг, границы тени очень размыты, пперепад яркостей между световыми и теневыми участками не выражен. Павел, как вы с этим боретесь? Сам много времени потратил на поиски (с этим самым уроком) открытым в компе. Пришел к выводу – нужен достаточно жесткий прямой свет, лучше южное или западное окно после обеда.

    1. имеет значение еще и этаж, на котором живете ) ВЛДР сейчас снимает все со вспышкой и софтбоксом.
      резкие переходы – это повышенный контраст. ВЛДР тоже фотошопит и вы не бойтесь попробовать 🙂 Я например, контраст добавляю так: корректирующий черно-белый слой в режиме наложения софт лайт и прозрачность на 40% где-то. Попробуйте – может то, что нужно.
      влдр всегда уменьшает насыщенность.

  2. Буду пробовать дальше, вспышкой не очень удобно, пробовал. Не видно рисунка света до того, как сделаешь кадр. Недавно купил источник постоянного света с софтбоксом (в стадии экспериментов). Вообще затронутая Вами тема крайне интересна, свет очень важная составляющая натюрморта и умение им пользоваться не менее важна, чем композиция и др. За совет с фотошопом спасибо.

    1. Имхо, зря вы купили постоянный свет. Вспышка (студийная, моноблок) 200-300 дж с пилотным светом и софтбоксом покрывает все потребности.
      ВЛДР вот так и снимает. 300дж и мощность почти на минимуме.

      Не забывайте, что цифровая камера дает возможность делать много кадров и современные фотографы всегда щелкают много. Я на 1 готовый натюрморт трачу 6 часов и до 100 срабатываний затвора. 😉 Не пытайтесь увидеть все и сразу в видоискатель, многие детали на готовом фото все-равно будут выглядеть не так.

    1. Студийные импульсные вспышки лучше всего. Из дешевых хватит одной Falcon Eyes на 15-250джоулей. Они недорогие. Ну и нужен будет фотозонт или софтбокс. Фотозонт лучше белый.

Залишити відповідь