Как я снимаю натюрморты ? Просто и сложно одновременно…
Снимаю я натюрморты больше 2-х лет и у меня выработалась своя методика. Я не сравнивал ее с методиками других фотографов, поэтому не скажу, что она лучше или хуже. Одно знаю – снять качественно, правильно и красиво – труд не одного часа. Это касается и меня, и других фотографов работающих с натюрмортами. Замечательная фраза «Победа любит усилия» является лучшей иллюстрацией работы фотографов.
В этой статье я не буду углубляться в технику построения композиции, постановки света, методы обработки фотографий… Каждая из этих фаз заслуживает написанной книги, причем далеко не одной.
Итак, этап первый: идея.
Все начинается с идеи. Запомните – без конкретно сформулированной идеи начинать снимать натюрморт нельзя. Принцип «раскладу предметики и посмотрю, что из них получится» только убивает время фотографа и дальнейшее желание снимать. Идея вызревает на основе впечатлений, желаний и фантазии фотографа, в период вызревания идея заключается в рамки, во-первых композиционных стандартов, во-вторых наличием средств воплощения идеи, то-есть, предметов. Поиск предметов для воплощения идеи в материальную композицию – довольно тяжелое и, иногда, дорогое занятие. Я предметы покупаю и беру у знакомых. Иногда, имея один ключевой предмет, возникает сразу десяток идей с разными композициями, в которых он может фигурировать. Обдумав сюжет натюрморта, нужно держать в голове те средства (предметы), которыми Вы располагаете (или докупить что-то), одновременно нужно мысленно складывать композицию из этих предметов, которая бы максимально удовлетворяла вашу идею.
Этап второй: подготовка стола и задника.
У меня есть удобный журнальный столик на колесиках, который может занять то положение к окну или вспышке, которое мне нужно. Столик – это просто основа, на фотографии его видно не будет. То, что будет видно на фото под предметами и позади них, я ласково называю задник и подстилка. 🙂 Задником у меня служит 150х150 см лист ДВП, с одной стороны покрашенный морилкой в темно-вишневый цвет, а с другой – светло-серо-желтый. В 90% мне хватает именно этого задника. Подстилки у меня разные – доски светлого дерева, двухцветная фанерка, покрашенная с одной стороны морилкой, мешковина, разного цвета ткань. Очень важно, чтобы задник и подстилка не были активными и не выпадали из общей тональности натюрморта.
Этап третий: расстановка предметов.
Как говаривал Сальвадор Дали «Если вам заранее ясна ваша картина, можно ее и не писать». Это означает, что в голове всегда представляется картина по-другому, нежели она будет выглядеть в реальности. Причины этому – мелочи. Никогда нельзя точно предсказать, какого размера будет яблоко и в какой пропорции оно будет с чайником, как ляжет свет и т.д. Поэтому расстановка предметов является воплощением в жизнь фантазий, а жизнь, к сожалению, не идеальна.
На «подгонку» предметов друг к другу порою уходят часы. Каждый миллиметр имеет свое значение. Часто так бывает, что разложив все на столе, идея терпит крах. Да, полный крах, потому что в реальности этот натюрморт выглядит скучным или неправильным. Вот тогда стоит напрячь мозги и выжать хоть что-нибудь из идеи. Иногда получается, чаще нет. Но все-равно, если композиция хоть как-то складывается – не стоит ее крушить, а лучше доработать и снять. У меня были случаи, когда я смотрел на снятый натюрморт и думал, какое же УГ (кто не знает – «скучность»), но обработав в фотошопе, он приобретал черты приличной работы. А недавно было так, что мне казалось, что я снял интересный натюрморт, но он не нашел отклика у людей.
Хочу заметить, что я недоволен всеми своими работами почти без исключения, а у меня скоро 60 наберется. Это таких, которых людям не стыдно показать, а сколько УГ……. 🙂
Этап четвертый: постановка света.
Это долгая тема. Хочу только сказать, что в зависимости от сюжета и сезона, я снимаю при дневном свете, или при вспышке. При дневном
свете из окна хорошо снимать фрукты и цветы, «мужские» же натюрморты, с книжкой, трубкой, коньяком….лучше снимать при вспышке – она дает ощущение вечера или ночи, одиночество и успокоение. Но все можно и переиграть, поставив 2 вспышки, изменив баланс белого и т.д. В любом случае нужно использовать заслонки (преграждать путь свету) и отражатели (не всегда, но часто). Без этого не будет светового рисунка. Каким будет световой рисунок, зависит от моей идеи и настроения.
Добавление: статья Как я ставлю свет при съемке натюрмортов
Этап пятый: съемка!
После установки света и закрепления камеры на штатив, начинается этап съемки. Съемка тоже накладывает некие ограничения. На снимке композиция может выглядеть немного по-другому и нужно предметы опять немного переставлять, менять направление света и т.д. Пятый этап тесно переплетен с третьим этапом, поэтому тоже занимает часы, плюс настройки камеры…
Добившись на экранчике фотоаппарата того снимка, который я хочу видеть, я несу флеш-карту фотоаппарата к компьютеру и смотрю результат на большом «экранчике». Чаще всего тут обнаруживаются мелкие недочеты, например промах фокуса, «завал горизонта» и т.д. Несу обратно в фотоаппарат, меняю настройки/переставляю предметы… Несу к компьютеру… И так раз 5 для одного натюрморта!!! При съемке со светом из окна бывает так, что свет уже поменял свою интенсивность и температуру, пока я тут ношусь с карточкой… 🙂 Но, без этого не будет идеального снимка.
Этап шестой: самый нудный.
Собрать все предметы, подстилки, задники, свет, камеру и поставить на свое место. 🙁
Этап седьмой: обработка.
В интернете сейчас нет фотографий без обработки. Где-то она меньше применяется, где-то больше. Фотошоп открывает еще одну грань для творчества.
Я люблю «состаривать» свои натюрморты. Иногда провожу эксперименты с обработкой, но в 90% случаев пользуюсь схемой из таких шагов:
- Открытие RAW-файла и его редактирование в фотошопной Adobe Camera RAW;
- придание «живого» контраста;
- осветление и затемнение конкретных участков изображения;
- наложение текстур;
- последние штрихи типа поднятия резкости, мелкой ретуши дефектов предметов, сохранение.
Довольно просто, всего 5 шагов… На которые идет 3-6 часов жизни! Обычно фото я обрабатываю через несколько дней после съемки. Голова должна отдохнуть и набраться идей для обработки.
Вот так, в общих чертах, я снимаю натюрморты. Надеюсь было интересно. 🙂
P.S. Если знакомые спрашивают “а что там, на твоем новом натюрморте”, то я никогда им не отвечаю, потому как фотография должна говорить сама за себя, и она есть цель моих стараний. 🙂
© Павел Древницкий
мне приходится наблюдать, как работает с натюрмортами мой сын, правда немного иначе, он их пишет.
Интересно… Творческих успехов ему… и Вам. 🙂
очень интересно, спасибо!))
Ого, какой у тебя серьезный подход..
C большим интересом прочитал вашу статью и должен сказать что очень понравилось. обязательно воспользуюсь вашими навыками. Спасибо!
Очень рад
Понравилась Ваша статья и подход к подход к процессу)) Что ж, будем “тратить” с удовольствием часы на создание шедевров))
Удачи Вам, Павел!
Спасибо за ваши рассказы о работе над натюрмортами ,они очень мне помогли!!!
Рад. Надеюсь увижу Ваши труды. 🙂
Я люблю просматривать натюрморты.
Большое спасибо! Очень ценные советы для начала работы. ^_^
Спасибо большое! Ваша статья вдохновила. Буду работать.
Хорошо 🙂
Да вот, ерунда – ИА, очень редко ШОПлю. А снимаю светом + всИАкие прибамбасы.
Спасибо, до вас прочла несколько статей, ваша интересней, будто со мной беседовали, буду пробовать снимать натюрморты, то есть сначала думать, готовить материал и т.д.
Приятно 🙂
Спасибо!!!! Да, хорошее всегда требует сил, времени, желания. Буду пробовать одназначно. А Вам удач!!!!!!!!
Спасибо большое за эту статью! Очень вдумчивый и глубокий подход к созданию снимка, иначе просто нельзя; и ни времени на это ни жалко, ни сил!
Удачи Вам!
Спасибо 🙂
Честно говоря натюрморты меня мало интересуют, мне надо научиться красиво фотографировать товары для моего магазина, и, как мне кажется, у этих задач много общего…
Спасибо большое!
Очень интересные статьи. И очень ДОБРЫЙ сайт!!
Успехов Вам!
Спасибо на добром слове 🙂