Когда только была изобретена фотография, художники неоднозначно восприняли утверждение, что фотограф тоже художник, творец картин с невиданной доселе детализацией и точностью передачи пространства. Одни художники радовались за фотографов, другие сетовали, что фотоаппарат фиксирует действительность без вмешательства и труда человека.
Развитие техник фотографии, химии, физических и оптических свойств помогало создавать фотографам первые произведения искусства. Начиная с 1850-х годов, многочисленные фотоклубы, организации и т.д. активно продвигали фотографию именно как искусство. В следствии чего, было проведены первые фотовыставки и начали выходить первые журналы, посвященные фотоделу.
В 1851-м году, художник Э. Делакруа основал во Франции Гелиографическое общество, а в 1854 году оно было переименовано в французское общество фотографии. Это общество действует и сегодня. В 1853-м году подобное общество организованно и в Англии. Все эти события дали рождение так называемому течению «За высокое искусство в фотографии».
Среди художников были и те, которые сначала восхищались искусством фотографии, потом разочаровывались в них. Художник Д. Рескин, который приветствовал появление светописи в 1840-х, уже через 30 лет писал: «…Фотографии нимало не превосходят изящные искусства потому что по определению искусство есть „человеческий труд, руководимый человеческим намерением».
В фотографию 19-го века пришла мода на подражание живописи. Это касалось композиции пейзажей, портретов, натюрмортов. Это подражание было скрытым протестом против простой прямолинейной фиксации событий. Условности и правила живописи стали теми чертами фотографии, которые делали ее более художественной и выразительной.
В начале 20-го века подражание живописи постепенно исчерпало себя, фотографам стало не интересно и они вернулись к тем средствам выражения, которое присуще только фотографии. Фотомонтаж, или коллаж были известны давно, но в 20-м веке эти приему набрали невиданных оборотов. А с появлением компьютера и программ графической обработки изображений – фотографы могут осуществить все самые смелые идеи.
Классная статья. Спасибо!
Давно хотела спросить. Был такой период, когда фотографии “подрисовывались” мастером – черты лица делали выразительными, усиливали цвета одежды, фона и даже лица… Интересно, зачем это делали и почему?