Любители, купившие недавно зеркалку и изучающие возможность пополнения парка оптики, наверняка уже слышали о «рисунке объектива», о «плавном боке» и т.д. Действительно, красота объектива (точнее, фотографий, которые с помощью него сделаны) – неоспоримый факт. Ученые многие столетия ломали голову над тем, как создать линзы и расположить их в таком порядке, что бы наиболее эффективно решить свои задачи.
Схемы расположения линз в объективе, их форма и напыление специальных веществ на них и предопределяют тот самый «рисунок» объектива. Одним из самых заметных качеств «рисунка» является БОКЕ (от японского ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость») – визуальный характер размытости объектов, которые не попадают в зону резкости.
Боке бывает разным. Не у всех новых или дорогих объективов оно красивое. У старых объективов боке может быть очень интересным и необычным, что и продлевает им жизнь на вторичном рынке. Красивое боке очень ценится в портретной съемке. Понятно, что чем шире диафрагма (светлее объектив), тем больше будет размываться задний фон.
Плохое боке – это, например, когда объекты в зоне нерезкости раздваиваются, когда диски боке не однородны, имеют разную форму и внутренний цвет. Сейчас я на примере нескольких фотографий покажу, как же отличается боке одной модели объектива от другой. Ниже приведены снимки Александра Наконечного, который по моей просьбе сделал сравнение двух хороших объективов от Canon – EF 85mm 1.8 и EF 70-200mm 2.8 IS L (первой версии).
Пример номер 1:
кликабельно
Понятное дело, что 85мм 1.8 имеет некоторое преимущество над 70-200 2.8, поэтому шансы объективов уровняли на диафрагме 2.8. Что же мы видим при детальном рассмотрении дисков боке ? У 70-200 они получились красивые, но у 85mm f/1.8 еще лучше. У первого диски «шераховатие» и внутри состоят из неоднородного материала, так сказать (желтый оттенок, голубой, оранжевый в середине). У 85 на 2.8 получились более правильные диски – с однородной внутренней окраской.
Но у Canon EF 85mm f/1.8 USM из-за того, что диафрагму немного прикрыли (а у него ведь лепестки диафрагмы не округлые, а прямые) начали проявляться «болты» (углообразная форма диска). При дальнейшем прикрытии диафрагмы положение только усугубляется. Но зато на полностью открытой диафрагме f1.8 диски боке просто отличные, мягкие, прозрачные, никакой навязчивости… Тут Canon EF 70-200mm f/2.8 USM L IS не может противостоять фиксу, по крайней мере, на этом фокусном расстоянии.
Еще стоит обращать внимание на диски боке в форме «глаз кошки» (овальные) – такие диски появляются по углам изображения. Практически все объективы страдают этой болезнью, но есть такие, у которых эти «глаза кошки» создают словно водоворот из заднего плана. Такие картинки – на любителя. Кстати говоря, у зумов это практически не проявляется. Еще одной негативной чертой дисков боке могут быть микроскопические артефакты внутри дисков, что на общем плане создает ощущение ненужной резкости заднего плана. Пример:
Лично для себя, я когда-то решил, что резкость объектива, ХА и прочие мелочи можно упустить, а вот красивое боке никак не обойдешь вниманием и не исправишь в фотошопе. Поэтому для меня боке – важнейший параметр при выборе объектива. Но у людей бывают и другие задачи, например фотографировать мебель для гостиной, тут уж размытый задний план не к чему. Мебель от “Рид Мастер” стоит не только фотографировать, но и приобретать. 🙂
Пример номер 2:
Тут так же заметно, что Canon EF 70-200mm f/2.8 USM L IS более «жесткий» в зоне нерезкости при одинаковой диафрагме. Это не означает, что у него плохое боке, просто это многоцелевой объектив в котором смогли объединить множество параметров на высоком уровне, пусть он немного и проигрывает Canon EF 85mm f/1.8 USM в деталях. Ну а последнему отведена роль портретного объектива.
Надеюсь, теперь вы чуть больше понимаете в вопросе «рисунка объектива», хотя диски боке далеко не все что нужно знать. 🙂
Автор фотографий: Александр Наконечный.